Сегодня сын пришёл из школы и сказал, что на выходных нужно по истории сделать плакат про героя. Про любого российского героя, на свой выбор.
Я 30 секунд подумала и предложила сделать плакат про Андрея Сахарова. Ещё несколько минут объясняла вкратце, кто это. После слов про "Мемориал" сын сказал: да, давай.
Я хочу, чтобы 36 учеников в его классе узнали, кто это, а также узнали, что да, так можно было. Я хочу, чтобы для них было нормой говорить о таких людях и таких темах там, где от тебя по умолчанию хотят карманную версию "Бессмертного полка".
Сегодня в это же время об Андрее Сахарове в Стокгольме в своей Нобелевской лекции говорил главред "Новой газеты" Дмитрий Муратов. О том, что у нас формально чтятся герои, а в реальности прямо сейчас уничтожаются их дела. О том, как на наших глазах на всех уровнях жизни засеивается и всходит милитаризм (привет, разговоры о Великой Победе на уроках истории, литературы, химии, биологии и физкультуры, от которых тошнит фигурно уже даже десятилетних). О том, как можно говорить только то, что можно.
Мы слушали его вместе с сыном, и у меня бежали мурашки по спине. Потому что Муратов в голос и на весь мир говорил то, что у нас вслух и на аудиторию теперь произносить нельзя. И много раз повторял, что премия - не лично ему, а всему журналистскому сообществу, которое продолжает говорить, даже когда примерно знает, какой будет расплата.
В понедельник сын обязательно принесёт плакат. Мы будем учить наших школьников говорить вслух. Я успела по чуть-чуть поработать и в "Мемориале", и в "Новой газете" и хорошо помню, как это делать.
Нобелевская лекция Дмитрия Муратова ниже по ссылке. Для нетерпеливых - с 1:17:00.
https://www.youtube.com/watch?v=_8Bi2Lj_9-o